Содержание

Заделка деформационных швов в бетонных полах

Как сделать деформационные швы в бетонных полах и зачем они нужны

В настоящее время продолжают пользоваться популярностью бетонные полы. Такие заливные поверхности под воздействием высоких температур расширяются, а в холодное время года происходит обратный процесс. Движение полотна приводит к появлению дефектов в стяжке и для устранения их последствий устраивают деформационные швы в бетонных полах.

Для чего нужен температурный шов

Поверхности, создаваемые путем заливки бетонного раствора, в результате полного застывания приобретают форму монолитной плиты. Но это не означает, что напольное покрытие полностью неподвижно. Каждая конструкция при эксплуатации подвержена различным внешним влияниям и одновременно внутренним структурным изменениям. Нередко в результате подобных воздействий возникает деформация элементов и их дальнейшее смещение.

Как показывает практика, чаще всего дефекты появляются в монолитных напольных конструкциях, поскольку в них свободное движение полотна минимально возможно. В итоге на заливных полах образуются трещины, и их поверхность приходит в полную негодность.

Чтобы не пострадало напольное покрытие домовладения или квартиры, негативное воздействие на него необходимо свести к минимуму, а значит, требуется устройство деформационных швов в полах. Как они выглядят, видно на фото.

Такие швы способны увеличить устойчивость покрытий к влиянию динамических нагрузок, которым в период эксплуатации подвергается бетонная стяжка. Поэтому можно сделать вывод, что их устройство способно обеспечить монолитной конструкции максимальную долговечность.

Особенности обустройства компенсирующих разрезов

Устройство деформационных швов в бетонных полах предусматривает создание разрезов в монолитной структуре плиты, которые разделяют ее на отдельные блоки (их еще называют картами), благодаря чему эти участки могут передвигаться относительно друг друга в некоторых ограниченных пределах.

Чтобы нарезка швов в бетонных полах смогла выполнять предназначенную функцию достаточно эффективно, следует:

  1. Максимально точно вычислить параметры и число блоков, на которые требуется разделить монолит.
  2. Правильно подобрать ширину полостей и выбрать места их расположения.
  3. Для каждого конкретного случая нужно производить расчет с учетом качественных характеристик стройматериалов и нагрузок, воздействующих на пол, и других нюансов.

Виды деформационных швов

На практике используют два вида разрезов:

  • изоляционные – их обустраивают вдоль стен помещения, чтобы препятствовать воздействию деформации ограждающей конструкции строения на пол из бетонной смеси. Их создают при помощи изоляционного материала, который прокладывают по периметру комнаты;
  • усадочные – они предназначаются для предотвращения появления трещин в процессе застывания стяжек из бетонного раствора.

  • следует избегать участков, имеющих вытянутую планировку или L-образную форму;
  • длина не может превышать ширину блоков больше, чем в 1,5 раза;
  • разрезы нужно делать прямыми без ответвлений.

Герметизация швов

Полости на монолите из бетона нужно тщательно герметизировать и армировать. Герметик для деформационных швов в бетонных полах используют не только в практических целях, но и в эстетических.

Процесс герметизации предотвращает попадание в разрезы пыли и мусора. Что касается влаги, ее воздействие способно со временем вызвать разрушение бетонного слоя.

Армирование не даст швам разрушаться от нагрузок, возникающих при эксплуатации напольного покрытия. Качественная герметизация позволяет скрыть наличие разрезов, а это немаловажно для создания интерьера в помещении, особенно в тех случаях, когда стяжка одновременно выполняет функцию чистового покрытия. Такое совмещение назначения бетонной основы обычно встречается в общественных зданиях, имеющих большую квадратуру, например, в гипермаркетах, торговых центрах, спортивных залах и т.д.

Герметизировать изоляционные и усадочные швы в бетонных полах можно разными способами:

  • с применением уплотнительного гернитового жгута, помещаемого в разрез;
  • путем использования уплотнителей (резиновых или полимерных);
  • применяя специальные материалы (гидрошпонки) – ими заполняют разрезы;
  • задействуя специальные профильные конструкции, которые предназначаются для такой работы.

Применение гернитовых уплотнительных жгутов

Данный вариант является наиболее несложным методом герметизации полостей. Стоят уплотнительные жгуты недорого, по этой причине данный метод считается еще и самым дешевым. Изготавливают эти изделия из вспененного полиэтилена, поэтому они легко сжимаются, благодаря своей эластичности. При этом закрытые поры гернитовых жгутов способны обеспечить качественное проведение герметизации.

Использование герметиков

Их применение считается удобным и простым вариантом выполнения герметизации швов на бетонной поверхности. Реализуют герметики в виде мастик. Ими заливают разрезы и поэтому герметизировать температурно-усадочные швы в полах в данном случае вполне можно своими руками.

После завершения полного застывания мастика становится прорезиненным материалом, обладающим эластичностью. Для выполнения работы пользуются резиновым шпателем.

Таким образом, герметики обеспечивают надежную защиту от возможных механических разрушений. В итоге места стыка соседних карт будут защищены от вибрации.

Герметизация при помощи гидрошпонок

Использование гидрошпонок можно назвать самым эффективным вариантом герметизации швов. Они представляют собой изготавливаемые из резины или с применением определенных видов полимерных материалов профилированные ленты.

Достоинства гидрошпонок заключаются в следующем:

  • высокая прочность и эластичность;
  • простой способ укладки;
  • они длительное время обеспечивают защиту бетонной стяжки от многих внешних воздействий.

Защита швов с применением профильных систем

Усадочные и температурные швы в бетонных полах можно герметизировать при помощи профильных конструкций. Они состоят из нескольких элементов. Профили системы, изготавливаемые из особого алюминиевого сплава или нержавеющей стали, защищают деформационные разрезы от нагрузок, воздействующих на них в трех направлениях, а наличие полимерной вставки обеспечивает полную гидроизоляцию.

Преимущество таких конструкций заключается в том, что они сочетаются с разными видами финальной отделки напольной поверхности. По этой причине применение металлических профилей относится к надежному, эффективному и функциональному варианту защиты деформационных швов.

С помощью профильных конструкций можно герметизировать полости даже в строениях, где на бетонный пол оказываются значительные нагрузки, такие как, например, в подземных парковочных комплексах.

Нарезка швов в бетоне и их герметизация

При строительстве зданий и сооружений крайне важна гидроизоляция и отлично справится с этим мастика для заделки швов в бетоне. Герметизация бетонных стыков обеспечивает непроницаемость жидкости внутрь межблочных пространств, что особенно важно для помещений с повышенной влажностью. Эта методика защищает швы не только от проникновения влаги, но и оберегает их от агрессивной жидкости, засорения, предотвращает отслаивание покрытия. Чтобы правильно подобрать герметик, нужно взять во внимание приходящиеся на поверхность нагрузки и условия пользования.

В чем необходимость?

Главное предназначение герметизации — защищать строительные конструкции от негативного воздействия влаги и других жидкостей.

Устройство деформационных швов в бетонных полах подразумевает специально оставленное расстояние между строительными изделиями, где предположительно может произойти деформация вследствие температурных, усадочных и сейсмических явлений. Такие промежутки обычно заполняют специальными составами, в том числе, и герметиком. Качественная гидроизоляция отвечает за надежность и долгосрочную эксплуатацию постройки. Ее целесообразно проводить на всех этапах строительства: при закладке основания здания, во время возведения стен и стяжки пола. Таким образом, с помощью герметизации можно добиться следующего:

Проведение таких работ — профилактика появления плесени на плитах перекрытий.

  • Предотвратить развития плесневых грибов в бетонных плитах перекрытий.
  • Нейтрализовать чрезмерную влажность. Особенно это касается бетона, который применяется в ванных комнатах, на улице, при обустройстве асфальта, где подвергается частому воздействию влаги.
  • Комплексно утеплить здание и тем самым снизить расходы на отопление и дополнительное утепление.
  • Предотвратить «мостики холодка» и сквозняки внутри зданий.

Чтобы заполнить деформационные швы в бетонных полах, выбирают герметики с высокой эластичностью, которые не содержат растворителей и неподвластны атмосферным факторам. От качества продукции зависит долговечность герметизации, поэтому важно, чтобы водоотталкивающее средство обладало устойчивостью к ультрафиолетовым лучам, химическим веществам, щелочам и кислотам.

Виды соединений

Изоляционные

Дабы предотвратить деформацию залитого бетона, нужно предусмотреть в бетонной кладке деформационные стыки. И один из их видов — изоляционные, которые предупреждают усадочные, температурные и прочие деформации, а также препятствуют прохождению звуковых волн внутрь помещения, создавая тем самым отличную шумоизоляцию. Температурный шов в бетоне оставляют с целью компенсации движения зданий и почвы относительно отмостки.

Материал для изоляционных пустот должен обладать пластичностью, а прокладывать его следует по всему периметру фундамента. Использовать резчики швов в этом случае нецелесообразно. Изоляционный материал монтируют непосредственно перед заливкой цементного раствора между швами. Стоимость такого изоляционного изделия невысокая, что делает его востребованным среди многих застройщиков.

Читать еще:  Что такое торкрет бетон

Вследствие неравномерного твердения и просыхания бетонной поверхности возникают усадочные пустоты. В итоге уровень стяжки у боковой границы выше середины, а это чревато растрескиванием бетона. Во избежание этого нежелательного явления, нужно предусматривать в конструкции усадочные швы. Для чего в затвердевшем бетоне после конечной обработки проводится нарезка скрепляющих элементов на 1/3 от общей толщины цементной стяжки. Поможет сделать такие выемки специальная машина, которая предусмотрена для резки бетона или полотна асфальта.

С помощью такого соединения строители исключают риск появления трещин на залитой поверхности.

Этот вид дефектов в бетонной кладке возникает из-за регулярных нагрузок, которые приходятся на стяжку вследствие ходьбы либо езды автосредств. Для бетона важны шпилечные швы, поскольку они прекрасно удерживают края стяжки в одной горизонтальности в момент сильного давления. Шпильки фиксируют к бетонной кладке в зоне шва, но так, чтобы линия проходила через середину.

Конструкционные

Когда бетонирование осуществляется с перерывами, то целесообразно применять конструкционный вид стыков. Резка такого шва осуществляется там, где была закончена предыдущая работа по заливке бетонной смеси. Опытные строители рекомендуют выполнять их на расстоянии не меньше 1,5 м от других, расположенных параллельно видов швов.

Целесообразно оформить такой вид стыка между участками материала, залитого в разные дни.

Какие материалы и инструменты понадобятся?

Для проведения герметизации швов, потребуется следующий инвентарь и материалы:

  • кисточка;
  • резиновая небольшая лопатка;
  • пистолет для герметика;
  • уплотнитель;
  • праймер;
  • герметик.

Правильная нарезка

Чтобы сделать бетонную стяжку прочной, износостойкой, надежной и устойчивой к всевозможным нагрузкам, нужно использовать только высококачественные материалы. Но также потребуется уделить особое внимание и швам. Важно строго следовать правилам их нарезки:

  • Технологический прием, позволяющий предотвратить в бетоне трещины, осуществляют сразу после укладки раствора либо на хорошо застывший состав, который максимально набрал прочности. В последнем варианте применяют нарезчики по асфальту или бетонному покрытию.
  • Спустя пару часов после схватывания цементной кладки делают проверочный надрез, и если частицы заполнителя не выпадают, то нарезают шов.
  • После укладки раствора паз надрезают при помощи резчика, а уже после полного затвердевания прибегают к способу полупропиливания.
  • Глубина нарезки шовных соединений — 1/3 толщины схватившегося бетона.

Технология процесса герметизации

Герметик укладывают на заранее подготовленные шовные места, с которых убрана грязь и продута пыль. Далее обклеивают границы стыка лентой и накрывают остальную поверхность, защищая от попадания гидрофобного (водоотталкивающего) средства. На края шва наносят праймер, закрывающий поры, и выдавливают герметик, используя ручной или пневматический пистолет. По завершении работ снимают ленту.

Заделка деформационных швов в бетонных полах

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

НАРЕЗКА ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ В БЕТОННОМ ПОКРЫТИИ ПОЛА С ИХ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ГЕРМЕТИЗАЦИЕЙ

НАРЕЗКА ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ В БЕТОННОМ ПОКРЫТИИ ПОЛА С ИХ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ГЕРМЕТИЗАЦИЕЙ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) — комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту — ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ при нарезке деформационных швов в бетонном покрытии пола с их последующей герметизацией.

Определен состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются:

строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

заводские инструкции и технические условия (ТУ);

нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК — дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса при производстве строительно-монтажных работ по нарезке деформационных швов в бетонном покрытии пола с их последующей герметизацией, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

снижение себестоимости работ;

сокращение продолжительности строительства;

обеспечение безопасности выполняемых работ;

организации ритмичной работы;

рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») по нарезке деформационных швов в бетонном покрытии пола с их последующей герметизацией.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы в III-й температурной зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по нарезке деформационных швов в бетонном покрытии пола с их последующей герметизацией, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и материалов, способов выполнения работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по нарезке деформационных швов в бетонном покрытии пола с их последующей герметизацией.

2.2. Работы по нарезке деформационных швов в бетонном покрытии пола с их последующей герметизацией выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, выполняемых при нарезке деформационных швов в бетонном покрытии пола с их последующей герметизацией, входят:

разметка мест нарезки швов;

2.4. Для герметизации деформационных швов в бетонном покрытии пола в качестве основных материалов используются: шнур для заполнения швов (Вилатерм) F Climafill Neutral Бельгия (шнур в виде профилей круглого сплошного сечения, диаметром от 6 до 80 мм, изготовленный из пено-полиэтилена); герметик Soudal Soudaflex 40FS (изготовленный на основе полиуретана, консистенция — паста, плотность 1,30 г/см , образование поверхностной пленки около 15 минут при 20°C и относительной влажности 65%; фасовка — 600 мм).

Рис.1. Шнур для заполнения швов (Вилатерм) и герметик Soudal Soudaflex 40FS

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: нарезчик швов MASALTA MF14-4 (размер диска =24,5 34,0 мм, глубина пропила =90 мм, масса m=83 кг); промышленный пылесос А-230/КБ (вес m=50 кг, мощность N=2,4 кВт).

Рис.2. Нарезчик швов MASALTA MF14-4

Рис.3. Пылесос А-230/КБ

2.6. Работы по нарезке деформационных швов в бетонном покрытии пола с их последующей герметизацией следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

В развитие СНиП 3.04.01.-87. «Изоляционные и отделочные покрытия. Рекомендации по устройству полов»;

СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. «Организация строительного производства. Общие положения»;

СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. «Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ»;

СНиП 12-03-2001. «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;

СНиП 12-04-2002. «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;

РД 11-02-2006. «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»;

РД 11-05-2007. «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»;

МДС 12.-29.2006. «Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты».

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.

Читать еще:  Внутренняя штукатурка стен из газосиликатных блоков

3.2. До начала производства работ по нарезке деформационных швов в бетонном покрытии пола необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

разработать ППР на устройство полов и согласовать его Генеральным подрядчиком и техническим надзором Заказчика;

решить основные вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением строительства;

назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;

обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей документацией;

укомплектовать бригаду отделочников, ознакомить их с проектом и технологией производства работ;

провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования и доставить их на объект;

обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами индивидуальной защиты;

обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;

обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь;

установить, смонтировать и опробовать строительные машины, средства механизации работ и оборудование по номенклатуре, предусмотренные РТК или ППР;

составить акт готовности объекта к производству работ;

получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало производства работ.

3.3.1. В бетонных покрытиях устраивают продольные и поперечные деформационные швы.

3.3.2. К поперечным относятся швы расширения, сжатия, коробления и рабочие.

Швы расширения повышают продольную устойчивость бетонного покрытия при максимальном нагреве летом. Их следует всегда устраивать в местах пересечения бетонных покрытий с покрытиями других типов, в одном уровне. Расстояния между швами расширения должны быть кратными длине плит. Ширину швов расширения (толщину доски) следует принимать равной 30 мм. Пазы для швов расширения должны быть на 3-5 мм шире толщины доски, т.е. от 33 до 35 мм.

Швы сжатия следует устраивать между швами расширения, чтобы предупредить появление трещин, возникающих в плитах вследствие изменения температуры, усадки бетона и неоднородных деформаций земляного полотна.

Швы коробления повышают продольную устойчивость покрытия, уменьшают в плитах температурные напряжения, повышают трещиностойкость и транспортно-эксплуатационные качества покрытия. Швы коробления необходимо размещать через один шов сжатия. В плитах длиннее 6 м швы коробления устраивать не следует.

3.3.3. Рабочие швы следует применять в конце рабочей смены или при перерыве бетонирования покрытия более чем на 3 ч. Рабочие швы должны устраиваться по типу швов коробления.

3.3.4. Продольный шов следует устраивать при ширине покрытия более 4,5 м, чтобы предупредить появление извилистых продольных трещин, образующихся от переменного воздействия транспортных средств, неоднородного пучения и осадки земляного полотна. Продольный шов представляет непрерывную линию, расположенную по середине покрытия.

Продольный шов, устроенный по типу шва коробления, необходимо нарезать в затвердевшем бетоне на глубину не менее 1/3 толщины покрытия преимущественно одним алмазным сегментным диском диаметром 320 мм.

Продольные и поперечные швы должны пересекаться под прямым углом, при этом поперечные швы должны располагаться на одной прямой по ширине покрытия.

3.3.5. В помещениях с повышенными требованиями по водонепроницаемости прибегают к герметизации швов, поскольку излишняя влага способствует отслаиванию покрытий. Активизация этого процесса увеличивается при наличии высоких температур.

Герметизация позволяет предотвратить воздействие воды и других агрессивных веществ, а также засорения межшовного пространства. При выборе герметика должны учитываться условия эксплуатации и нагрузки, которым подвергаются бетонные покрытия. Большинство напольных покрытий на промышленных предприятиях должны легко мыться и одновременно выдерживать большие нагрузки. Герметики для таких полов одновременно должны быть и пластичными, и достаточно твердыми, чтобы препятствовать образованию сколов.

Рис.4. Деформационные швы заполняют уплотнителем, а затем наносят герметик

3.3.6. Чтобы получить прочный бетонный пол, устойчивый к транспортным, пешеходным и другим нагрузкам, перепадам температуры, коррозии и другим воздействиям, необходимо применять материалы соответствующего качества, четко выполнять все технологические операции при устройстве полов, правильно нарезать деформационные швы и осуществлять последующий уход за полами.

3.4. Подготовительные работы

3.4.1. Устройство полов производится после окончания всех монтажных и отделочных работ и выполняется в соответствии с проектом конструкции пола. К началу устройства полов должны быть закончены следующие работы:

заделаны и изолированы места сопряжений оконных и дверных блоков;

остеклены световые проемы;

смонтированы закладные изделия;

выполнена прокладка и приемка коммуникаций и технологических выпусков, монтаж и опрессовка систем отопления, водоснабжения и газификации;

выполнены примыкания к деформационным швам, каналам, приямкам, сточным лоткам, трапам и другому окаймлению покрытия пола;

закончено оштукатуривание, облицовка, окраска, оклейка поверхностей стен, окраска несущих металлоконструкций и открытых технологических разводок труб, а также отделка потолков;

выполнена защита оштукатуренных поверхностей от атмосферных осадков;

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Швы в бетонных полах

Промышленные бетонные полы укладывают на складах, логистических терминалах, заводах, вокзалах и других объектах со значительными нагрузками на полы, и в этой связи к ним предъявляют требования по долговечности, стойкости к динамическим нагрузкам и истиранию, герметичности, по отсутствию пыления, простоте в эксплуатации и уборке. Однако при их устройстве возникает и другая проблема – недолговечность. Применяемые сегодня технологии и комплексный подход позволяют успешно решить проблемы, возникающие при выполнении и эксплуатации полов и добиться требуемых характеристик при разумных финансовых затратах.

Стандартный пол, как правило, состоит из основания – бетонной стяжки и покрытия – материала, придающего поверхности основные потребительские свойства. Бетон в стяжке, как и любой цементобетон, по своей структуре очень хрупкий материал, не способный к пластическим деформациям. При приложении к бетону нагрузки, превышающей его прочностные характеристики, он не деформируется без разрушения, как бывает в случае с пластмассой или другим пластичным материалом, а растрескивается подобно стеклу. Появление трещин происходит также под действием внутренних напряжений в бетоне, вызванных усадочными деформациями при твердении и перепадами температур. Чтобы ограничить эти негативные процессы и обеспечить контроль мест появления трещин в бетонной стяжке, необходимо нарезать деформационные швы. Существуют три основных типа деформационных швов в стяжке: изоляционные, усадочные и конструкционные.

Изоляционные швы

В процессе эксплуатации здания его конструкции подвергаются различным деформациям. Причин этих деформаций очень много: это и воздействие внешней среды, подвижка грунтов основания и температурные воздействия, и работа внутрицехового оборудования, если это производство, и др. Чтобы избежать передачи деформаций от стен и фундаментов на бетонные полы, в местах соприкосновения бетонной стяжки пола с другими конструкциями здания – стенами, колоннами, фундаментом под оборудование и т. п. делают изоляционные швы, которые позволяют полу работать независимо от других конструктивных элементов здания. Кроме того, в процессе твердения бетон дает усадку, т. е. уменьшается в объеме. Если стяжка будет иметь жесткое сцепление с фиксированным объектом, например, с фундаментом здания, то она с большой долей вероятности треснет, так как усадка не может быть компенсирована.

Изоляционный шов делают вдоль стен и вокруг всех колонн. Если стяжка граничит с другим основанием, например, с фундаментом под оборудование, то шов выполняют вокруг всего фундамента. Изоляционные швы вокруг колонн могут быть квадратными или круглыми. Квадратный шов должен быть развернут на 45° относительно сечения колонны и выполняться напротив ее угла прямым. Если этого не сделать, то в стяжке, вероятнее всего, появятся трещины. Если через изоляционный шов, не предназначенный для мест с высокой нагрузкой (въезды), будет передвигаться техника, то здесь стяжку можно сделать толще на 25% и, выполнив ее клином, вернуть к исходной толщине с уклоном не более 1:10.

Швы в бетонном полу заполняют изоляционным материалом. Изоляционные швы должны позволять стяжке перемещаться вертикально и горизонтально относительно стен, колонн и фундамента. Изоляционный материал, которым заполняют шов, должен воспринимать эластичные деформации без разрушения, т. е. сжиматься. Толщину шва рассчитывают с учетом коэффициента линейного расширения стяжки: обычно она составляет 13 мм. В регионах с частым переходом температуры через 0 °С для повышения срока службы швов может потребоваться их проконопатить. Изоляционные швы обычно заполняют подготовленным волокном и герметиком или подобными материалами, при этом важно, чтобы изоляционный материал не выступал на поверхность стяжки. Нельзя допускать контакта бетона стяжки с бетоном других конструкций здания, так как в этом случае изоляционный шов не будет работать, а в месте контакта произойдет растрескивание стяжки. Изоляционный материал должен быть уложен до укладки бетона.

У колонн изоляционные швы делают следующим образом. Вокруг них при заливке стяжки устанавливают опалубку по линии шва. После того как бетон схватится, опалубку убирают и на ее место укладывают изоляционный материал требуемой толщины. Оставшийся между швом и колонной промежуток заливают бетоном и заглаживают. Изоляционные швы вокруг колонн можно делать и в затвердевшем бетоне, при этом шов режут на всю глубину стяжки и заполняют изоляционным материалом.

Читать еще:  Эпоксидная мастика для бетона

Усадочные швы

Усадка бетона по мере его высыхания обычно составляет 0,32 см на 30 см погонной длины. Бетонная стяжка сохнет сверху вниз неравномерно. Верхняя ее часть высыхает быстрей и усаживается сильнее, чем нижняя, поэтому стяжка стремится завернуться, а края становятся выше, чем центр. В результате в бетоне возникают внутренние напряжения, приводящие к образованию трещин. Во избежание хаотичного трещинообразования в бетоне стяжки нарезают усадочные швы, которые позволяют создать в стяжке прямые плоскости слабины. По мере высыхания и стремления к заворачиванию швы слегка открываются, и трещины образуются не хаотично, а в заданных местах.

Усадочные швы могут быть сделаны путем вставки специальных швоформирующих реек, пока бетон еще пластичен, или путем нарезки швов после финишной обработки бетона. Швы следует нарезать по осям колонн и стыковать с углами швов, идущими по периметру колонн. Расстояние от колонны до шва по периметру должно равняться двух-трехкратной толщине стяжки. Карты пола, образуемые усадочными швами, следует выполнять по возможности квадратными, а вытянутых по длине Г-образных карт необходимо избегать. Длина карты не должна превышать ширины более чем в 1,5 раза. Усадочные швы должны быть прямыми и, если возможно, без ответвлений. В проходах и проездах усадочные швы следует располагать на расстоянии, равном ширине стяжки. Дорожки шире 360 см должны иметь продольный шов в центре.

Во дворах зданий расстояние между швами не должно превышать 3 м во всех направлениях. Общее правило – чем меньше карта, тем меньше вероятность хаотичного растрескивания. Усадочные швы должны быть сделаны также на наружных углах, иначе от углов могут пойти трещины. Участок стяжки с очень острым углом с большой долей вероятности растрескается, таких случаев по возможности надо избегать. В тех же случаях, если это невозможно, следует убедиться, что подоснова хорошо утрамбована, и нарезать швы в местах, где наиболее вероятно образование трещин. Иногда, чтобы прочно закрыть трещины на острых или наружных углах, стяжку в этих местах дополнительно армируют стальной арматурой.

Конструкционные швы

В практике устройства бетонных полов очень редко бывает так, чтобы заливка стяжки велась без длительных перерывов (более 1 дня). Это возможно только в помещениях небольшой площади и при условии бесперебойной подачи бетонной смеси. Обычно заливку ведут с технологическими перерывами, за это время уложенный бетон успевает набрать определенную прочность. В местах соприкосновения бетонов с разными сроками укладки целесообразно нарезать конструкционные швы. Конструкционные швы нарезают там, где была закончена дневная работа по укладке бетона. По возможности их выполняют на расстоянии не менее 1,5 м от любых других видов швов, расположенных параллельно им. Форма края стяжки для конструкционного шва обычно делается по принципу «шип в паз». Если боковые выступы делают из дерева, конуса 30° бывает достаточно для стяжки толщиной 12. 20 см (конусы 45° не допускаются). Применяют также металлические конусы. Их следует устанавливать согласно инструкции производителя. Конусные швы работают, как усадочные: они допускают небольшие горизонтальные, но не вертикальные подвижки. Металлические конусы не рекомендуются для полов с интенсивным колесным движением: в таких случаях лучше применять «шпилечный» шов. Если конструкционный шов оказывается там, где ни усадочный, ни изоляционный шов нежелательны, можно использовать шпалы (рейки), положенные поперек шва. Последние следует устанавливать в середине глубины стяжки под правильными углами ко шву. Не надо путать эти рейки с гладкими стальными «шпилечными» рейками, описанными ниже, которые обеспечивают горизонтальные подвижки шва. Шпилечные швы обычно применяют в местах пешеходного движения, а также в полах с высокой нагрузкой от колесного транспорта. Назначение шпильки – удерживать два края шва на одинаковом уровне в момент прохождения через шов колеса. Чтобы обеспечить горизонтальную подвижку шва, шпильки должны быть вмонтированы в бетон хотя бы с одной стороны шва. Для правильной работы шпильки должны располагаться на одном уровне и быть параллельны друг другу. Шов должен проходить по центру шпильки. Чтобы соответствовать всем указанным требованиям, шпильки часто поставляют в «корзинах», которые можно устанавливать прямо на бетон.

Технология нарезки швов

Нарезанные швы должны быть прямыми и чистыми. Рабочий, выполняющий эту операцию, должен знать, когда и как глубоко их нарезать, какой шов должен быть следующим и как предотвратить слишком быстрый износ лезвия при использовании в бетоне очень твердого заполнителя. Швы следует делать, как только бетон наберет достаточную прочность, чтобы его не повредило лезвием, но до того, как в бетоне могут возникнуть произвольные трещины. Нарезку швов обычным шворезчиком надо начинать не ранее чем через 24 ч и не позднее чем через 72 ч после окончания финишной обработки бетона. При влажной нарезке (имеется в виду нарезка по мягкому бетону специальным шворезчиком Soft Cat) такие условия обычно возникают через 4. 12 ч после окончания финишной обработки бетона. Впрочем, нарезка швов через 24 ч при определенных условиях также возможна. Для этого рабочий должен сделать пробный шов спустя несколько часов после начала твердения бетона. Если при нарезке пробного шва частицы заполнителя вываливаются из бетона, то начинать ее еще рано. Начинать операцию следует тогда, когда лезвие вместе с бетоном разрезает зерна заполнителя. Расположение каждого шва чаще всего намечают мелом по натянутой веревке. В качестве ориентира для нарезки используют линейку, например, доску шириной не менее 4 см.

При нарезке швов всегда должно быть в наличии запасное оборудование на тот случай, если основное выйдет из строя. В жаркую погоду или в случае, если существует опасность растрескивания, необходимо нарезать каждый третий или четвертый шов перед нарезкой промежуточных швов. Обычно швы выполняют в той же последовательности, в какой укладывали бетон. Глубина шва должна равняться 1/3 толщины стяжки. Это создает в стяжке зону слабины, и бетон при усадке дает трещину именно в этой зоне, т. е. растрескивается направленно, а не хаотично. При этом края образовавшейся трещины имеют определенную шероховатость, что исключает вертикальные смещения краев до тех пор, пока трещина не станет слишком широкой. Технология нарезки швов, описанная выше, требует выдержки свежеуложенного бетона 4 ч и более и нарезки на 1/3 глубины стяжки для получения хорошего деформационного шва.

Не так давно был изобретен способ сухой легкой нарезки швов, ее выполняют сразу после финишной обработки бетона. Рабочий, используя длинную ручку, может нарезать до 10 м шва без передвижения по бетону. Для нарезки более длинных швов рабочий, обутый в специальные сапоги с гладкой подошвой, может ходить по стяжке и использовать 2-метровую ручку. Этот тип швов нарезают только на глубину 2. 3 см.

Герметизация швов

Чтобы облегчить уборку и поддержать края шва при транспортных нагрузках, нарезанные швы необходимо загерметизировать. Герметизация позволяет защитить их от проникновения воды и агрессивных сред, а также от засорения. Тип герметика зависит от нагрузок и условий эксплуатации. Например, на пищевых предприятиях требуется, чтобы полы можно было легко мыть и они выдерживали бы движение тяжелых грузовиков. Герметики для таких полов должны быть достаточно твердыми, чтобы предотвращать скалывание краев шва, и достаточно эластичными, чтобы выдержать усадочные и температурные колебания шва.

В промышленных полах с высокой транспортной нагрузкой швы должны быть заполнены соответствующим материалом, который обеспечит поддержку шва и выдержит высокие нагрузки. Материал наносят не менее чем через 28 суток после укладки стяжки. Эластомерные (гибкие) герметики применяют лишь там, где шов не будет подвергаться нагрузкам от колес техники.

Они наносятся быстро и могут выдерживать большие подвижки при открытии-закрытии шва. Перед герметизацией шов следует очистить от пыли и мусора, продувая его сжатым воздухом, очищая механической щеткой или пескоструйным аппаратом. Применяя для этого компрессор, надо убедиться, что он не оставляет масляную пленку в шве.

По нашему мнению, большинство складских и производственных помещений, логистических комплексов, паркингов, автосервисов, торговых центров и т. д. являются объектами, где полы подвержены нагрузкам умеренной интенсивности. Тем не менее и там бетонные полы постепенно разрушаются. Чтобы получить прочный бетонный пол, устойчивый к транспортным, пешеходным и другим нагрузкам, перепадам температуры, коррозии и другим воздействиям, необходимо применять материалы соответствующего качества, четко выполнять все технологические операции при устройстве полов, правильно нарезать деформационные швы и осуществлять последующий уход за полами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector