Что такое скользящая опалубка

Что такое скользящая опалубка

Монолитный железобетон является одним из наиболее популярных строительных материалов. Главное его преимущество по сравнению с кирпичной или блочной кладкой — повышенная скорость и простота строительства. Единственным существенным недостатком подобной технологии, отнимающим множество времени и сил, является необходимость сооружения и регулярной переустановки опалубки. Однако данный трудоёмкий процесс может упростить так называемая «скользящая опалубка».

Виды опалубок

Сегодня в строительстве используется два основных вида опалубки для стен из монолитного железобетона:

В основе несъёмной опалубки лежит, как правило, прочный теплоизоляционный материал — экструдированный пеноплоистирол, сэндвич-панели и т.д. После заливки бетона она не убирается, а остаётся в качестве теплоизоляционного и шумопоглощающего слоя. Ввиду ограниченной прочности, несъёмная опалубка применяется по большей части в малоэтажном строительстве — при возведении частных загородных домов или подсобных строений.

Съёмная опалубка – достаточно универсальный вариант, который может использоваться как в мало-, так и в многоэтажном строительстве. Основными преимуществами этой технологии являются:

  • Функциональность и практичность. Съёмная опалубка, собранная из металлических или ламинированных щитов, может прослужить длительное время. Так, разборная конструкция из оцинкованных стальных листов рассчитана на 300 и более циклов заливки. Деревянные съёмные опалубки имеют гораздо меньшую «живучесть», но и они, при условии регулярного небольшого ремонта, могут прослужить длительное время.
  • Высокая прочность и надёжность. Качественно собранная съёмная конструкция способна выдержать огромные нагрузки, достигающие порой десятки тонн бетонной заливки за один раз.
  • Экономичность. Благодаря многоразовому использованию материала существенно сокращаются сметные расходы.

Область применения

Скользящую опалубку применяют в основном при возведении высотных монолитных зданий относительно небольшого периметра. Принцип работы конструкции заключается в возможности передвижения её без прерывания процесса бетонирования. После заливки бетона жёстко скреплённые щиты поднимаются вверх, на новый уровень, не дожидаясь пока произойдёт полное схватывание нижнего участка стены.

Метод скольжения позволяет обойтись без разборки конструкции и установки её на новом месте, тем самым значительно ускоряя весь процесс бетонных работ. Кроме того, скользящая опалубка позволяет создавать бесшовные монолитные конструкции, что значительно увеличивает общую прочность здания.

По своей себестоимости подобная конструкция намного дороже традиционной разборной. Однако при некоторых обстоятельствах её применение может являться более выгодным с финансовой точки зрения.

Наибольшую эффективность и экономичность данный метод показывает при следующих условиях:

  1. Когда застройщиком возводится несколько типовых зданий, расположенных рядом друг с другом. В этом случае скользящая опалубка может быстро перекидываться на новый объект сразу же по завершении предыдущего.
  2. При возведении одиночного монолитного здания, высота которого превышает 10 этажей — высотных домов, водонапорных и телевизионных башен, промышленных дымовых труб. В этом случае «скользящий метод» позволяет значительно ускорить строительство и произвести заливку больших объёмов бетона за один строительный сезон.
  3. При строительстве железобетонных домов упрощённой конструкции — с минимумом архитектурных деталей, металлических закладных, оконных и дверных проёмов.

Вследствие сложности монтажа скользящей системы, её массивности и высокой стоимости, использовать её при частном строительстве нецелесообразно. Среди прочих минусов данной технологии следует упомянуть:

  • Зависимость от бесперебойного электропитания и беспрерывных поставок бетонного раствора. В случае вынужденных простоев экономическая эффективность строительства резко снижается.
  • Сложность монтажа армирующего каркаса.
  • Высокая вероятность перекосов системы, что вынуждает постоянно следить за её горизонтальным уровнем.
  • Необходимость привлечения к работе строителей с более высокой квалификацией и большим опытом работы.

Конструкция в разрезе

Конструкция и принцип работы

Конструктивно скользящая опалубка состоит из следующих элементов:

  • Два ряда ограждающих щитов: внутренний и внешний, одинаковых по своему размеру. Создают форму, в которую и происходит заливка бетонного раствора.
  • Балки, закреплённые как на внутренних, так и на наружных щитах, служат для придания дополнительной прочности и жёсткости конструкции.
  • Домкратные рамы опоясывают всю щитовую конструкцию по периметру в верхней её части. Служат для установки домкратов, соединённых с домкратными стержнями.
  • Домкратные стержни представляют собой металлические трубы длиной до 6 и более метров при диаметре в 25 — 28 мм каждая. Служат для соединения домкрата непосредственно со стеной здания, служащей внешней опорой при подъёме конструкции. При необходимости стержни могут наращиваться резьбовым или замковым способом по аналогии со штангами буровых установок.
  • Подмости и рабочий настил. Подмости подвешиваются к домкратным рамам с внешней и внутренней стороны, а рабочий настил устанавливается поверх балок и рам. Служат для размещения рабочих при заливке бетона, армировании, произведении пусконаладочных работ и т.д.

Щиты, скреплённые балками и оборудованные подмостями

В зависимости от своего размера скользящая опалубка может быть крупно- или мелкощитовой. Наиболее универсальным является мелкощитовой вариант — он более удобен при работе и может легко настраиваться для заливки зданий иных размеров. Крупнощитовые конструкции целесообразно применять при строительстве зданий в промышленных масштабах, когда нужна одновременная заливка больших объёмов бетона.

Читать еще:  Коэффициент теплового расширения бетона

Перемещение опалубки производится при помощи домкратного оборудования, мощность которого напрямую зависит от размеров и массы конструкции. От этих же показателей также зависит количество и толщина домкратных стержней. Обычное расстояние между ними составляет от 2 до 4 м.

Домкратные стержни в нижней своей части опираются на арматуру, выпущенную из фундаментного основания, и фиксируется к ней посредством электросварки. Домкраты, размещаемые на домкратной раме, и соединяемые с опорными стержнями, могут быть гидравлическими, электрическими или ручными.

При подъёме щитов все домкраты должны работать синхронно, чтобы не допустить перекосов и деформации конструкции. Для этого все они подключаются к единой распределительно-питающей станции — насосной или электрической, которая обычно размещается непосредственно на настиле, либо на земле. При использовании ручных домкратов подъём выполняется в одном режиме по единой команде.

Особенности работы

Возведение стен с использованием скользящей опалубки регламентируется положениями СНиП. В качестве конструкционного материала может использоваться фанера, дерево, ЛДСП, алюминий или листовая сталь. Металлические щиты более дорогостоящи, и рекомендуются для применения в том случае, если планируется возведение большого количества однотипных построек – от 10 и более.

Применение скользящей опалубки в домашних условиях

Щиты, применяемые в скользящей опалубке, могут выполняться в виде плоских или криволинейных конструкций, в зависимости от архитектурных особенностей проекта. Высота их обычно составляет от 1 до 1,5 м, что наиболее удобно при работе с ними. Во избежание заклинивания системы, внешние и внутренние щиты устанавливаются под небольшим уклоном друг к другу. Конусность может достигать порядка 0,5-1%, т.е. нижняя часть скользящей опалубки должна быть на 5-10 мм шире верхней.

Имеет ограничения и ширина возводимых стен. Согласно положениям строительных нормативов, минимально допустимая толщина стен, возводимых по «скользящей технологии», должна составлять свыше 12 см, а для несущих колонн – 25 см. В данном случае, при подъёме скользящей опалубки, можно избежать образования разрыва между разными слоями бетонной заливки. Слишком тонкий, и, соответственно, чересчур лёгкий слой бетона может быть увлечён вверх поднимаемыми щитами за счёт силы трения. Во избежание этого также применяется обмазка внутренних щитовых поверхностей составами, уменьшающими силу трения и облегчающими скольжение – машинными маслами, или специальными жидкостями.

На видео показана данная технология в действии:

Несмотря на то, что скользящий метод разработан для крупного промышленного и жилищного строительства, некоторые частные застройщики используют его для постройки частных домов. Однако прежде чем применить такое бетонирование, следует хорошенько просчитать все плюсы и минусы с точки зрения финансовых расходов.

Скользящая опалубка — что это такое?

Широко распространено строительство монолитных конструкций, требующих меньших затрат, чем здания из альтернативных материалов. Использование кирпича снижает скорость работ, растут расходы на сырье и оплату труда каменщиков. Применение бетонных плит позволяет сократить время, но без техники для их подъема на очередной этаж не обойтись. Кроме того, при монолитном строительстве прямо на месте изготавливаются индивидуальные формы для укладки раствора, и учитывать размеры готовых материалов при проектировании необязательно, а скользящая опалубка позволяет возвести бетонные стены без стыков.

Отсутствие швов делает сооружение прочнее, предотвращает появление трещин, улучшает тепло- и звукоизоляцию. Для достижения такого результата соблюдается схема, когда после завершения работ по укладке одного слоя бетонной смеси, но до наступления момента схватывания, заливается очередная порция жидкого раствора для продолжения строительства. Что такое скользящая (подвижная) опалубка? Это два одинаковых ряда щитов, высотой в 1–1,2 м, усиленных деревянными балками, между которыми формируется монолитная стена. Над системой располагаются металлические рамы с домкратами:

Рама держит щиты, не допуская изменения расстояния между ними под весом заливаемой бетонной смеси. С обеих сторон к ней крепятся скользящие совместно с опалубкой подмостки, которые служат для осмотра поверхностей стены, затирания неровностей, демонтажа закладных элементов оконных или дверных проемов. С внутренней стороны каркаса будущего здания устанавливается рабочий пол. Двигающаяся с системой площадка вмещает специалистов, необходимые для бетонных работ материалы и оборудование. По настилу проводится разводка от каждого домкрата до насосно-распределительной станции, расположенной тут же и управляющей подъемными механизмами.

К арматуре, выпущенной из фундамента здания, сваркой крепятся специальные стержни, по которым движется скользящая опалубка. Количество опор с рамой и домкратом зависит от нагрузок, расстояние между ними обычно составляет 1,2–2 м. Первоначальная высота стержней — 6 м, по мере надобности проводится их наращивание. Сложность системы, громоздкость и вес, требующий применения подъемных механизмов даже для ее установки, уже делают невыгодным использование такого вида для строительства дома своими руками.

Технология бетонирования без швов

К растворам предъявляются строгие требования по пластичности, удобоукладываемости и скорости схватывания, должна соблюдаться определенная схема заливки. Прежде всего, устанавливается арматура, затем в неподвижную опалубку поочередно укладывается несколько слоев бетонной смеси, толщиной в 20–30 см, которые уплотняются глубинным или поверхностным вибратором. Новый ярус начинают только по завершении предыдущего по всему периметру стен.

После набора первым уровнем бетона начальной прочности, скользящая опалубка приводится в движение: шаг подъема — около 2,5 см, с периодичностью в 10 мин. Работы ведутся непрерывно до окончания строительства, срыв графика подвоза раствора не допускается. Армирование, установка закладных элементов для проемов, укладка и уплотнение бетонной смеси проводятся без остановки подъемных механизмов, за сутки стена вырастает более чем на 3 м. Стоимость системы, где на каждые два метра устанавливается домкрат, несущий стержень и рама, достаточно велика, но скользящая гидравлическая опалубка для вертикальных конструкций целесообразна при строительстве:

  • зданий не менее 25 м в высоту;
  • силосов для хранения материалов;
  • градирен;
  • дымовых труб.
Читать еще:  Строим гараж из шлакоблока своими руками

Переставные конструкции

К недостаткам скользящих конструкций относятся: снижение эффективности строительства при вынужденном перерыве в результате срыва графика поставки раствора или перебоев с электричеством, неудобство установки сеток арматуры, невозможность сделать широкие проемы, перекосы системы и необходимость ее выравнивания по горизонтали, привлечение большого количества высококвалифицированных специалистов.

Схема бетонных работ, при которой опалубка для стен скользящая заменена переставной, предусматривает армирование и заливку раствора традиционным методом. После возведения здания на 70–80 см наступает технологический перерыв на время, требующееся для достижения бетоном начальной прочности. Затем электромеханическими подъемниками щиты отрываются, переставляются на новую позицию, и цикл повторяется.

Цены для индивидуального строительства

При возведении дома своими руками используется технология поэтапного бетонирования с последующим переносом скользящей (переставляемой) системы на следующую отметку. Самодельный передвижной каркас для заливки цементной смеси представляет собой ящик без дна. Его ширина равна толщине будущей стены, высота — около 500 мм, длину рекомендуется рассчитывать исходя из объема раствора, производимого бетономешалкой за цикл работы. Отдельные элементы для изготовления системы можно взять в аренду (табл. 1), купить (табл. 2) или сделать самостоятельно.

Устройство и использование скользящей опалубки

Принципиальное устройство скользящей опалубки

Скользящая опалубочная система представляет собой сложный технический комплекс, предназначенный для бетонирования стен многоуровневых зданий и сооружений.

  • Крупных гидротехнических сооружений;
  • Высотных домов;
  • Труб крупных промышленных предприятий.

Плоскости в основном изготавливают из металлических щитов с внешней обрешёткой рёбер жёсткости. Щиты изготавливают высотой 1 м и 1,2 м.

Популярна скользящая опалубка для стен из строительной фанеры. Структура поверхности фанеры исключает прилипание к ней застывающего бетона. Существуют щиты из полимерных материалов. В комплект монтажной системы входят рамы с гидравлическими подъёмниками, специальный такелаж, подмости и прочее оборудование.

Технология возведения монолитных конструкций скользящей опалубкой

Передвижные конструкции с успехом используют при возведении глубокозаглублённых ленточных фундаментов. На подстилающем слое делают бетонную подготовку, затем на ней воздвигают арматурный каркас, вокруг которого устанавливают конструкции скользящей опалубки. Технология возведения фундаментных стен ленточного монолита такая же, как и при строительстве несущих стен здания. После монтажа конструкций опалубки вокруг арматурного каркаса производят заливку бетонной смеси. Все слои бетона толщиной 200-300 мм уплотняют электрическими вибраторами. После того, как бетон наберёт начальную несущую способность, щиты приводятся в движение по вертикали гидравлическими подъёмниками.

В фундаменте закрепляют вертикальные направляющие в виде металлических стержней. По этим направляющим передвигают опалубочные щиты. При возведении стен первоначальная высота стержней составляет 6 метров. При строительстве дома большей высоты стержни наращивают.

Посмотрите видео, как используется данный вид опалубки при заливке монолитных конструкций.

Возведение стен

После установки армированного каркаса производят послойное бетонирование опалубки. Заливают скользящую опалубку по всему периметру здания одновременно. Когда бетон приобретёт первоначальную степень прочности, ограждающие конструкции перемещают вверх со скоростью 2,5-3 см каждые 10 минут.

Работы по бетонированию стен ведутся непрерывно. Во время беспрерывного подъёма щитов производят армирование, устанавливают опалубочные внутренние элементы для оконных и дверных проёмов. В течение суток при нормальной работе опалубочной системы, стены возводят на высоту трёх и более метров.

Бетонирование скользящей опалубкой осуществляют только в беспрерывном режиме. В случае нарушения ритма бетонирования, структура монолита не достигнет проектной несущей способности.

Рекомендуем посмотреть видео, как производится выравнивание стен с помощью такой опалубки.

Преимущества скользящей опалубки из строительной фанеры

Строительная фанера имеет ламинированную поверхность (покрытие делают из полимерных материалов). Благодаря этому свойству, опалубка практически не прилипает к бетону. Поэтому отпадает потребность в смазке поверхностей маслянистыми составами, как это делается при использовании металлических щитов.

Для крепления частей фанерной опалубки используют саморезы. Рёбра жёсткости из деревянного бруса крепят к внешней стороне фанерных щитов гвоздями или саморезами. Их шляпки располагают на внутренней поверхности опалубки.

Бетонирование стен своими руками

Применение системы скользящей опалубочной конструкции на возведении стен частных домов своими руками нецелесообразно. Эти системы не применяют на небольших объектах по причине высокой эксплуатационной стоимости опалубочного комплекса.

Поэтому в частном домостроении используют метод возведения монолитных конструкций переставной опалубкой.

Переставные щиты по своему строению аналогичны скользящей опалубке. Такое бетонирование исключает использование дорогостоящей скользящей опалубочной системы.

Посмотрите видео, как использовать переставные щиты в частном строительстве.

При перестановке опалубочных щитов используют труд рабочих, в других случаях дополнительно применяют небольшие грузоподъёмные механизмы или автокран. Монтаж щитов своими руками начинают от дверного проёма или от угла строения. Нижнюю часть, переставленных щитов на верхнем ярусе стен, крепят стяжками к готовой части монолита.

Когда монтируют следующий ярус, щиты крепят стяжками к боковому участку и к нижнему ярусу стены. Переставную конструкцию передвигают таким образом, чтобы использовать оставшиеся внизу отверстия в монолите для крепления стяжек верхнего яруса внизу.

Читать еще:  Сейсмопояс при строительстве дома из газобетона

Заключение

Скользящая опалубка привлекательна скоростью возведения монолитных конструкций. Таким же преимуществом обладает и переставная опалубка. Частных застройщиков зачастую привлекает именно скорость бетонирования стен.

Скользящая опалубка — технология устройства

В современном строительстве при устройстве высоких сооружений не менее 25 метров в высоту часто используется скользящая опалубка. Её использование особенно эффективно при строительстве, когда возводимые сооружения имеют малое количество проемов, закладных элементов и прочих деталей, свойственных зданиям из сборных железобетонных элементов.

При использовании скользящей опалубки технология устройства монолитных конструкций должна строго соответствовать графикам проведения работ и технологическим картам.

Принцип скользящей опалубки

Суть скользящей опалубки заключается в её подвижности без прерывания процесса бетонирования. Состоит такая опалубка из двух вертикально расположенных щитов, одинаковых по высоте.

Кроме щитов, в конструкции скользящей опалубки присутствуют:

  • балки и домкратные рамы,
  • навесные подмости для рабочих,
  • внутренний настил для бетонщиков, материала, насосной станции.

Балки располагаются в два ряда, как с внутренней стороны, так и с наружной. Гидравлические домкраты либо электрические для подъема опалубки по домкратным стержням устанавливаются на рамы. Сами же домкратные стержни привариваются на уровне фундамента к выступающим из него арматурным стержням или специальным выпускам.

Возведение зданий и сооружений методом скользящей опалубки имеет много достоинств, и в то же время есть в нем и свои недостатки.

К достоинствам скользящей опалубки можно отнести:

  • высокие темпы строительства, когда за сутки можно возвести один этаж, при условии трехсменной работы;
  • сокращение стоимости строительства на 15-20%;
  • возможность переналадки комплекта опалубки, благодаря чему возводятся здания с различными архитектурными и планировочными решениями.

Наряду с достоинствами скользящей опалубки существует ряд недостатков при её использовании:

  • сложность установки внутри арматурных каркасов;
  • невозможность устройства проемов в стенах большого размера;
  • большая трудоемкость по заливке перекрытий;
  • наличие высококвалифицированных работников;
  • удорожание работ в зимнее время;
  • обязательное выполнение технологических процессов, неисполнение которых ведет к снижению эффективности использования скользящей опалубки.
  • качество бетона должно быть высоким, не допускается перерывов в бетонировании,
  • подъем опалубки должен быть строго вертикальным,
  • доставка бетона должна производиться в соответствии с графиком,
  • непрерывность процесса установки арматуры;
  • высокая стоимость устранения дефектов, допущенных при бетонировании в скользящей опалубке.

Недостатки скользящей опалубки могут быть устранены, если применять различные новшества и подходы.

Например, непрерывность бетонирования может включать в себя перерывы, если использовать добавки, замедляющие твердение бетона до 18 часов в летний период, и другие добавки, ускоряющие этот процесс.

В северных районах применяют электропрогрев бетонной смеси или инфракрасное излучение для ускорения твердения бетона.

Трудоемкий процесс вибрации бетонной смеси, когда правилами запрещается касание вибраторами щитов опалубки, во избежание разрушения ранее уложенного бетона, можно заменить, используя бетон с суперпластификаторами. В этом случае вибрация сверхпластичного литого бетона не производится совсем, так как такой бетон самоуплотняется.

Горизонтально-скользящая опалубка

К скользящей опалубке относится такая её разновидность, как горизонтально – скользящая опалубка, предназначенная для возведения монолитных криволинейных вертикальных конструкций – стенок резервуаров, подпорных стенок, цокольных панелей.

В состав такой опалубки входит механизм перемещения, состоящий из
двух тележек и балки.
Кроме этого есть жесткий каркас со стойками, который вместе с тележками образует жесткую пространственную раму.

Щиты, как в горизонтально-скользящей опалубке, так и в вертикальной могут быть изготовлены из:

  • металла,
  • дерева,
  • пластика,
  • водостойкой фанеры,
  • алюминия и других материалов.

Горизонтальная опалубка может быть как самоходной, так и несамоходной.

Её перемещение происходит:

  • по рельсам, уложенным вдоль возводимой конструкции,
  • с помощью механического привода,
  • с помощью электрической лебедки, которая располагается в конце рельсового пути.

При помощи такой опалубки возможно устройство монолитных стен из бетона и железобетона в непрерывном режиме высотой до 6 метров при толщине стены 12-60см.

Щиты опалубки могут перемещаться вдоль возводимой стены по её оси, подниматься по высоте при ярусном бетонировании, поддерживать заданный уклон стен. По вертикали опалубочные щиты перемещаются при помощи электрической лебедки, которая устанавливается на верху конструкции рамы.

На опалубочных щитах имеются консоли, на которые укладывается настил подмостей для рабочих. На настил ведет металлическая лестница. По мере увеличения высоты бетонирования лестница увеличивается путем добавления звеньев.

Возведение зданий в скользящей опалубке возможно только в крупных производственных масштабах, но никак не в частном домостроении. Так как и сама опалубка требует подъемных механизмов для её установки и перемещения, и стоимость скользящей опалубки будет высока для частного застройщика.

Технология заливки бетонной смеси подразумевает непрерывность подачи бетона, что частнику просто невозможно организовать. Поэтому и разговора о монтаже скользящей опалубки своими руками быть не может.

Следующий вид скользящей опалубки предназначается для механизированного устройства кромки тротуаров, бордюров, дорожных покрытий. Эта опалубка устанавливается на самодвижущийся механизм.

При использовании бетоноукладчика со скользящей опалубкой производится укладка бетонной смеси шириной до 16 метров и толщиной укладываемого слоя до 50см.

Такие механизмы незаменимы при строительстве аэродромных площадок, водосточных лотков, пешеходных дорожек и многих других конструкций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector