Чем утрамбовать щебень вручную

Уплотнение щебня своими руками

Практически невозможно представить строительство не используя щебень. Щебень необходим для формирования фундамента, замесов раствора бетона, создания ландшафтов, автомобильных трасс и подъездных путей. Статья посвящена основам уплотнения щебня.

Материал дробления пород горного характера используется для «основы-подушки», характеризующейся следующими функциями:

  • сглаживание основы перед предстоящими работами;
  • придача твердости грунтам;
  • защита конструкций от воздействий влаги;
  • увеличение прочности.

Качество основания щебня зависит от физико-технических свойств материала, указываемых в документах или сертификатах.

Виды щебня

Щебень производят с помощью дробильной машины, путем измельчения валунов. Образуется камень фракции от 0-5 до 40-70 мм. В быту чаще всего применяют щебень с размерами 5-20 и 20-40 мм.

По типу подразделяется на:

  • гранитный – характерны высокая прочность и морозостойкость, приобрести его можно на сайте Nastroyke net;
  • известняковый – дешевле гранитного и прекрасный вариант для строительства жилья;
  • шлаковый – образован из отходов производства металлургии. Цена выше известнякового и гранитного щебня. В составе содержатся вредные примеси;;
  • вторичный – получен путем переработки боя кирпича или бетона;

Приобретая этот материал необходимо обратить внимание на лещадность. При большом содержании зерен лещадной формы, уменьшается прочность итоговой основы при стройке разных объектов.

Показатель уплотнения

В строительстве важно уметь правильно рассчитывать нужное количество материала. Для вычисления требуется знать:

  • нужную толщину подушки после трамбования (обычно 0,2, 0,25 мм);
  • верный коэффициент для трамбовки – 1,3;
  • показатель удельного веса материала (1,5 т/м.куб).

По этим показателям рассчитываем количество материала на 1 кв.м укладки:

Для чего требуется уплотнение щебнем?

В процессе дробления образуется щебень. Когда засыпается материал, образуется пустое воздушное пространство. За счет плотного прилегания фрагментов уменьшается риск их «хождения». Так как сокращается объем пустоты, то наблюдается дополнительная прочность основы.

Исключением является скалистый грунт. Здесь нужно только выровнять щебеночную насыпь для будущих работ.

В остальных случаях гравий должен пройти трамбовку. Уплотнение может составить 50-250 мм.

Стоит выделить расклинцовку основания, которая подразумевает выполнение нескольких этапов. Материал трамбуют, а щебень сыпят и уплотняют, в конце насыпают материал мелкой фракции.

Ручная трамбовка

Если нет оборудования, то в народе щебень уплотняют руками. Тут не обойтись без отличной физподготовки.

  • можно взять древесину и сделать брус 100*100 мм.
  • обычно основой бруса является человеческая грудь.

Нижнюю часть инструмента подбивают листом оцинковки. На инструменте делают ручки.

  • работа простая – осуществляется понятие бруса за ручки до наибольшей высоты и также опускается на основание щебня. Это повторяется много раз до достижения результата.
  • в случае наличия у усердного хозяина металлического оголовка, он фиксируется к бревну. Тогда устройство будет легче.
  • полностью металлическое устройство имеет высокую прочность.

Уплотняем щебень виброплитой

  • При больших объемах актуально использовать виброплиту. Это мобильное и компактное оборудование. Работы выполняются максимально быстро. Для использования в быту подходят плиты, вес которых составляет 60-120 кг.
  • За счет вибрации плиты происходит трамбовка. Амортизаторы гасят колебания механического характера, которые наблюдаются в верхней части оборудования. Плита имеет рычаг переключения скорости.
  • Различают реверсивные и одноходовые. Реверсивным свойственна высокая функциональность и эффективность.
  • Устройство работает за счет электричества или дизельного топлива. Вес агрегатов до 100 кг.
  • Купить можно плиту, как в магазине, так и б/у или можно взять в аренду.
  • Необходимо следовать условиям эксплуатации.
  • Для сохранения техпоказателей необходимо регулярно смазывать некоторые элементы и чистить воздушный фильтр.

Альтернативное уплотнение щебня

Здесь можно применить и самодельные установки. Вам понадобится корыто из металла, труба, сварочный аппарат и песок.

  1. К подготовленной емкости приваривают ручку из трубы, наверху фиксируют арматуру. К дну корыта желательно приварить лист железа. Конструкцию наполняют песком и передвигают за рукоять. Это приведет к уплотнению щебня.
  2. Второй метод лучше использовать для трамбования материала на площадке где нет насаждений и различных препятствий. Здесь нужен автомобиль, благодаря которому и будет осуществляться уплотнение. Сначала гравий распределяют по поверхности граблями. После этого сев за руль начинаем ездить по площадке до достижения необходимого результата. Если возникает колея, то некоторое количество материала оставляют под засыпку. После продолжает трамбовка.

За уплотнением материала необходим строгий контроль, что придает надежность и безопасность. После уплотнения определение качества осуществляют прибором.

Заблаговременно нужно сделать анализ грунта и степень пролегания вод грунта. От этого зависит качество работ. В противном случае вас могут поджидать неприятные последствия.

Подушка из щебня

Следующим слоем поверх песка для нашей отмостки мы используем щебень. Поскольку некоторые мастера не признают создание подушек из щебня, считая это устаревшей практикой, закономерно возникает вопрос: «А зачем вообще нужна эта подушка под фундаменты, и нужна ли она вообще ? Быть может, уже не нужно использовать технологии трехтысячелетней давности, а нужно просто постелить геотекстиль и забыть об этом ?». Попробуем разобраться.

Зачем нужна подушка под фундамент или отмостку

Подушка из щебня под фундамент или отмостку играет роль своеобразного фильтра, предотвращающего капиллярное поднятие воды. Влага поднимается по материалам наверх, образуя высолы и кристаллизуясь, что вызывает постепенное разрушение конструкции. Поскольку данное явление сильно зависит от гранулометрии грунтов (ведь капиллярное движение происходит за счет поверхностной энергии частиц, а, следовательно, площадь и форма этих частиц имеет большое значение), есть смысл использовать крупнопористые засыпки (щебень, гравий) в качестве слоя отсечки.

Обычная подушка из песка для этой цели не годится, так ее частицы слишком мелкие, и песок по сравнению со щебнем является намного более пучинистой основой. А наша задача как раз и состоит в том, чтобы заменить пучинистый грунт непучинистым, чтобы по максимум предотвратить неравномерное оседание бетонной отмостки и ее возможное повреждение. Поэтому мы используем двойную подушку, состоящую из подстилающего (выравнивающего) песчаного слоя, и покрывающего слоя щебня.

Ну, хорошо. Раз слой щебня – всего лишь крупнопористая отсечка, тогда, может быть, стоит использовать обычный полиэтилен ? В общем-то, использовать его тоже можно – но только в качестве гидроизоляционной мембраны. Ведь подушка из песка и щебня выполняет не только роль фильтра – она еще и «держит» фундамент на себе. Хорошо утрамбованная подушка является более надежной основой, нежели «плавающий» пучинистый грунт. Без подушки ваша конструкция будет неравномерно оседать, будут «рваться» углы и так далее.

Так что нежелание устраивать подушку из песка и щебня, и замена ее рулоном полиэтиленовой пленки – не что иное, как подмена понятий из-за незнания основ физики и гидрологии. Ибо слой геомембраны не заменяет подушку, а лишь дополняет ее, так как не несет на себе нагрузку. Вдобавок риск повреждения полиэтилена все равно высок, поэтому лучше использовать разливные битумные материалы. Да, и полиэтилен, и всякие геопленки охотно грызут мышки.

Щебень для подушки используется среднего размера. Наиболее предпочтительно применение гранитного щебня фракции 5 – 20, который отличается легкой доступностью, невысокой стоимостью и прекрасным заполнением. Вдобавок щебень «5-20» довольно легко трамбуется виброплитой. Перейдем к практике.

Устройство подушки из щебня

Создать подушку из щебня несколько сложнее, чем из песка – этот материал более тяжелый, за счет чего увеличивается время на его рассыпку по периметру. Плюс щебень трамбуется намного хуже, чем песок, поэтому проходов придется делать больше. Подготовка такая же, как и с песком: определите места расположения куч (теперь это уже легче сделать), закажите щебень и примите его на объекте. Расставляем людей.

Читать еще:  Анкерный шуруп по бетону

Убедившись, что песчаная подушка полностью утрамбована и подготовлена, начнем рассыпку щебня. Рассыпка ведется вручную, щебень развозится на тачках и рассыпается кучками по всему периметру с равными интервалами. Для большей эффективности рассыпки мы применили трактор «Беларусь» с навесным ковшом, при помощи которого развезли большие кучи на более мелкие с подсыпкой по периметру. К сожалению, при устройстве отмостки применение тяжелой техники сильно ограничено из-за затрудненных подходов к зданию: мешают стены, мешают деревья. Небольшой погрузчик типа «Рыси» будет немного эффективнее за счет своего компактного размера, но в этот раз достать его не удалось.

Итак, мы рассыпали трактором и развезли тачками щебень типа «5 – 20» по периметру здания. Далее при помощи совковых лопат, грабель и руками щебень был выровнен на площади котлована поверх песчаной подушки. Некоторые используют для разравнивания щебня устройства из черенка для лопаты и куска дюймовой доски для опалубки, закрепленного на саморезах с укосинами по сторонам. В данном случае применение его малоэффективно, так что проще работать лопатой.

Для устройства подушки под бетонную отмостку нам необходимо получить слой щебня мощностью в 8 см. (в твердом теле). Для этого мы должны сделать мощность насыпного слоя в 9 см., поскольку щебень трамбуется значительно хуже карьерного песка, и больше 1 – 1,5 см. нам вряд ли удастся придавить. Проходим разровненный слой виброплитой весом не менее 90 кг., причем на этот раз придется сделать не менее 10 проходов по периметру, а возможно, и еще больше. В данном случае у нас возникли проблемы с опалубкой – четкой границы котлована не было. Мы решали, установить ли опалубку на этапе засыпки щебня (что было бы удобно), или после нее. Однако все же отказались от предварительной установки, так как при трамбовке часть опалубки наверняка была бы повреждена.

В общем-то, это все хитрости: рассыпаем, разравниваем, трамбуем. Трамбуем с водой. Учтите, что необходим жесткий контроль плотности подушки – нужно тщательно проверить весь периметр по кругу не менее двух раз. Как и в случае с песком, после 3 – 4 проходов прикидываем, где нужно подсыпать щебня, так как идеально ровно его насыпать нельзя. Затем продолжаем трамбовку, контролируя мощность слоя и его поверхность.

Некоторые используют для трамбовки подушки как из щебня, так и из песка, ручной инструмент – так называемый «чухмарь» (в разных регионах называется по-разному). В простейшем исполнении это толстый пень с двумя сучками или ручками по бокам, иногда окованный сталью или листовым алюминием, который берут за данные ручки и с силой обрушивают на поверхность. Применять чухмарь для уплотнения грунтов можно, но этот инструмент намного уступает виброплите: его сравнительно малый вес (не более 50 кг. для работы вдвоем), отсутствие постоянной вибрации, неровная поверхность делают работу с ним непродуктивной. А самое главное, нельзя качественно использовать трамбовку с водой, так как вручную вы не сможете равномерно пролить слой. Также чухмарь наиболее эффективен лишь в замкнутых периметрах, где грунту некуда деться (например, внутри монолитного пояса ленточного фундамента при устройстве засыпки). Вот такие дела.

Чем утрамбовать щебень вручную

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

Устройство щебеночного основания и покрытий

Общие положения

1. Контроль качества и приемку работ по устройству щебеночных, гравийных, шлаковых оснований и покрытий автомобильных дорог и мостовых необходимо производить в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85.

2. До начала устройства указанных оснований и покрытий должно быть подготовлено земляное полотно и дренаж.

3. В ходе устройства оснований и покрытий в состав контролируемых операций входят:

— завоз и послойное распределение применяемых материалов;

— предварительное уплотнение, профилирование и окончательное уплотнение.

4. При завозе и распределении материалов следует учитывать запас на усадку при уплотнении:

— для песчано-гравийных (щебеночных) смесей оптимального зернового состава и щебня фракций 40-70 и 70-120 мм марки по прочности 800 и более — 25-30%;

— для щебня марок по прочности 300-600 и шлака — 30-50%.

5. Наименьшая толщина распределяемого слоя должна в 1,5 раза превышать размер наиболее крупных частиц и быть не менее 10 см — при укладке на прочное основание и не менее 15 см — при укладке на песок. Максимальная толщина слоя не должна превышать значений, указанных в таблице 1.

Максимальная толщина уплотняемого слоя, см, при применении катков

с гладкими вальцами массой 10 т и более

решетчатых и на пневматических шинах массой 15 т и более

вибрационных и комбинированных массой, т

1. Трудноуплотняемый (из изверженных и метаморфических пород марки по прочности 1000 и более, гравий прочный, хорошо окатанный, шлаки остеклованной структуры)

2. Легкоуплотняемый (из изверженных и метаморфических пород марки по прочности менее 1000, осадочные, гравий неокатанный, шлаки с пористой структурой)

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта разработана на устройство щебеночных оснований и покрытий.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПОКРЫТИЙ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА

Покрытия названы переходными потому, что по мере роста интенсивности движения они служат основанием для покрытий усовершенствованных типов. Последние являются экономичными уже при интенсивности движения более 200 авт./сут.

К недостаткам покрытий переходного типа относят сильную пылимость в сухое время года, отсутствие ровности, особенно у булыжных мостовых, и быструю потерю первоначальной ровности.

Неэкономичность покрытий переходного типа объясняется их сравнительно быстрым износом, требующим частых и дорогостоящих ремонтных работ, а также высокой стоимостью автомобильных перевозок.

При строительстве переходных покрытий применяют в основном минеральные материалы с грунтовыми вяжущими: минеральные зерна удерживаются между собой пылевато-глинистыми частицами, при увлажнении приобретающими вяжущие свойства. К переходному типу относят также покрытия из грунтов и малопрочных минеральных материалов, обработанных органическими вяжущими. Такие покрытия меньше пылят, но обладают меньшей прочностью и общими для всех покрытий данной группы недостатками. К покрытиям переходного типа относят также гравийные и щебеночные покрытия, булыжные мостовые.

Особенности подготовки земляного полотна для дорожных одежд с покрытиями переходного типа

Для дорожных одежд с покрытиями переходного типа земляное полотно отсыпают за год до строительства дорожной одежды, чтобы оно доуплотнялось под воздействием автомобилей и атмосферных осадков. Земляное полотно устраивают главным образом корытного профиля.

Корытный профиль создают двумя способами. В первом (рис.1) земляное полотно отсыпают до уровня, соответствующего низу дорожной одежды, т.е. до поверхности, на которой будет расположено основание.

Рис.1. Земляное полотно, подготовленное для дорожной одежды с дополнительным слоем основания на всю ширину земляного полотна:

B — ширина дорожного полотна, B — ширина земляного полотна, L — ширина проезжей части, а — ширина обочины, i — уклоны

При втором способе земляное полотно возводят до отметки H , показанной на рис.2. При первом способе земляное полотно будет с присыпными обочинами. Одновременно с отсыпкой земляного полотна в этот же год отсыпают обочины из грунта привозного или надвигаемого из дорожных резервов бульдозерами. Грунт отсыпают и уплотняют послойно, чтобы образовать корыто требуемой глубины для размещения дорожной одежды (рис.3).

Рис.2. Земляное полотно при полукорытном профиле:

B — ширина дорожного полотна, B — ширина земляного полотна, L — ширина проезжей части, а — ширина обочины, i — уклоны

Рис.3. Земляное полотно с присыпными обочинами

При возведении земляного полотна с присыпными обочинами за год до строительства дорожной одежды в корыте может скапливаться вода, переувлажняющая земляное полотно. Во избежание этого в обочинах и в пониженных местах продольного профиля устраивают прорези для выпуска воды из корыта. Чтобы избежать переувлажнения земляного полотна водой из корыта, обочины присыпают непосредственно перед строительством дорожной одежды. В этом случае подсыпку производят из привозного грунта или грейдер-элеваторами из придорожных резервов. При втором способе земляное полотно называют полукорытного профиля.

Читать еще:  Перекрыть крышу гаража своими руками

Корыто в земляном полотне вырезают преимущественно автогрейдерами, которые двигаются по круговой схеме, срезая и перемещая грунт в стороны обочин.

После образования корыта перед устройством основания дно корыта уплотняют 6-8-тонным катком за два-три прохода по одному следу.

Покрытия гравийные и другие из аналогичных мелкозернистых материалов (шлак, ракушка и т.д.) на дорогах V категории строят серповидного типа на земляном полотне (рис.4, а), возведенном с двускатным профилем с уклонами 40-60+ , а иногда полукорытного профиля при необходимости утолщения покрытия по ширине проезжей части (рис.4, б).

Рис.4. Поперечный профиль дороги V категории с покрытием серповидного типа

При необходимости иметь корыто глубже 0,3-0,4 м в несвязном грунте, стенки его делают с откосами крутизной 1:1, а грунт для последующей засыпки пазухи хранят на обочине вдоль корыта или сдвигают за бровку на откос.

Указания по устройству работ по уплотнению грунта

Степень уплотнения грунта зависит от способа возведения насыпи. При отсыпке грунта грейдер-элеватором или экскаватором драглайном первоначальное уплотнение достигает 0,65-0,7 от оптимальной плотности (1,0). Бульдозеры дают 0,7-0,8, автомобили и скреперы 0,8-0,85. При влажности грунта, близкой к оптимальной, уплотнение может достигать 0,85-0,9. Таким образом, для достижения плотности грунта 0,95-1,0 требуется его искусственное уплотнение.

Основные факторы, влияющие на условия и качество уплотнения — влажность грунта (сухой материал уплотняется слоями меньшей толщины) и тип уплотняющей машины (механизма). Соответственно, выбор уплотняющих машин зависит от вида и влажности грунта, потребного уплотнения, необходимой толщины уплотняемого слоя, производительности и маневренности машин. Чем больше величина уплотнения, тяжелее грунт и ниже его влажность по сравнению с оптимальной, тем мощнее и тяжелее требуются машины и число их проходов по одному следу. Имеет значение продолжительность нахождения грунта в соприкосновении с уплотняющей машиной. Ряд весьма эффективных уплотняющих машин (тяжелые самоходные катки и механические трамбовки) требуют предварительного уплотнения легкими машинами.

Для оперативного контроля можно на месте работы установить «предел прочности» грунта при уплотнении его укаткой, характеризующий условия перехода грунта из стадии уплотнения в стадию выпирания из-под рабочего органа машины.

Для уплотнения грунтов при возведении насыпей применяют тяжелые катки (прицепные или самоходные), кулачковые, решетчатые и ребристые катки, катки на пневматических шинах, механические трамбовки (электрические или пневматические), трамбующие плиты, трамбовочные и виброуплотняющие машины, машины виброударного действия.

Уплотнение грунта на насыпи ведут в той же последовательности, что и его отсыпку. Грунт уплотняют путем последовательных круговых проходок катка по всей площади насыпи, причем каждая последующая проходка должна перекрывать предыдущую на 0,2. 0,3 м. После завершения цикла укатки грунта на всей насыпи, в такой же последовательности выполняют укатку и в последующих циклах.

Катки гладкие и с ребристыми вальцами уплотняют грунт на глубину до 10 см. Кулачковые катки применяют для уплотнения суглинистых и глинистых грунтов на глубину до 30 см, в песчаных грунтах уплотнение захватывает грунт на глубину 35. 50 см. Масса таких катков различна — от 5 до 30 т.

На рис.5 показана схема катка статического действия с пневматическими шинами и рабочим органом с гладкими (рис.5, а) и кулачковыми (рис.5, б) вальцами.

Рис.5. Катки для уплотнения грунта:

а — гладкий каток; б — кулачковый каток; в — тандемный шарнирно-сочлененный каток

Главный параметр грунтоуплотняющих машин — масса вместе с балластом. Основные технологические параметры: ширина полосы уплотнения, толщина уплотняемого слоя. Катки на пневматических шинах выпускают массой вместе с балластом от 10 до 100 т. Самоходные вибрационные катки имеют массу до 8 т. Катками с гладкими вальцами на пневмоколесном ходу можно уплотнять грунты слоями по 0,4 м. Число проходов катков по одному месту при уплотнении связных грунтов колеблется от 8 до 12.

При наличии воды для песчаных грунтов иногда применяют уплотнение избыточным увлажнением. Вода при этом подводится снизу уплотняемых слоев (путем подтапливания).

Гладкие катки, хотя и малопроизводительны, наиболее пригодны для связных и малосвязных грунтов. Недостатки их в том, что они могут уплотнять тонкие слои (не более 0,2 м), требуют сравнительно большого числа проходов на малых скоростях и большого фронта работ. Все это создает значительные затруднения при организации скоростного строительства земляного полотна и препятствует полноценному уплотнению насыпей.

Кулачковые катки предназначают в основном для связных и мало связных грунтов. Обладая одинаковой с гладкими катками массой, они дают почти вдвое большую глубину уплотнения и требуют меньшего числа проходов. Кулачковые катки эффективнее работают в рыхлых и комковатых грунтах и совершенно непригодны в переувлажненных. Прицепные катки обычно работают по несколько штук с одним тягачом. Особенность работы кулачковых катков в том, что они уплотняют грунт ниже уровня заглубления кулачков. Барабаны катков — полые, для загрузки их балластом. Эффективность укатки кулачковыми катками увеличивается при использовании их совместно с катками на пневматических шинах. Сначала укатку проводят кулачковые катки, а придание требуемой плотности верхнего слоя достигают укаткой катками на пневматических шинах.

Катки на пневматических шинах могут уплотнять связные и несвязные грунты (рис.6). Данные катки значительно эффективнее гладких жестких катков за счет снижения числа проходов. Самоходные катки на пневматических шинах применяют в основном для уплотнения оснований и покрытий.

Рис.6. Схема работы прицепного катка на пневматических шинах при уплотнении насыпи:

L — длина захватки, 1-10 — последовательность проходок

Трамбующие плиты применяют в качестве навесного оборудования на кранах или экскаваторах (рис.7). Они являются одним из наиболее эффективных средств уплотнения насыпей на глубину 0,6-1,5 м, пригодны для работы в связных и несвязных грунтах. Площадь плит 0,6-1,5 м , масса 1,5-2,5 т. Высота падения плиты — 1-2 м.

Рис.7. Схема работы тяжелой трамбовки при уплотнении грунтов

Для уплотнения слабо водостойких мелкозернистых или гравелистых грунтов, в том числе, суглинистых и глинистых гравийно-песчаных смесей, смесей с органическими примесями, содержание воды очень важно, особенно при виброуплотнении. Такие грунты могут уплотнять машины любых типов. Если содержание воды меньше оптимального, предпочтительнее использовать пневмо- и виброкатки.

Скальные и обломочные грунты уплотняют как пневмо-, так и виброкатками при толщине слоя от 30 до 80 см. Если размер камней превышает 80 мм, толщина слоя для виброкатков снижается до 30-40 см.

Чистые гравийно-песчаные смеси с зернами менее 50 мм, уплотняемые виброкатками и катками на пневматических шинах водоустойчивы, в связи с чем степень уплотнения этих смесей может быть меньше, чем у других материалов. Кулачковые катки не применяют для уплотнения чистых песков. Для уплотнения сыпучих грунтов (пески, супесь) можно применять вибрационные машины. При вибрировании возникают перемещения частиц грунта вследствие колебательных движений, сообщаемых вибратором. Повышение плотности грунта достигается тем, что частицы грунта перемещаются, занимая более устойчивое положение.

Пневматические и электрические трамбовки могут быть легкие 0,1-0,2 т и тяжелые — 0,5-1,5 т и уплотняющие на глубину соответственно 20-30 см и 40-90 см.

Самоходные трамбующие машины снабжены рядом молотков массой от 0,3 до 1,5 т, падающих с высоты 50-250 см. Ширина уплотняемой полосы 1,8-3 м, скорость 200-400 м/ч, глубина уплотнения 60-100 см, производительность 200-500 м /ч.

Основные данные по производству работ различными машинами

Как выполняется уплотнение при помощи виброплиты

Уплотнение грунта и других сыпучих материалов – это мероприятие, которое постоянно сопутствует различным строительным работам. Раньше утрамбовывали вручную, а сейчас применяют метод виброутрамбовывания с использованием виброплит. Производители предлагают широкий выбор оборудования данного типа, оснащенного дизельными, бензиновыми или электрическими двигателями. Приступая к эксплуатации техники, для достижения результата требуемого качества следует учитывать, что трамбовка разных материалов имеет свои особенности. Чтобы механизм для уплотнения прослужил долго, необходимо правильно им работать. При этом соблюдение техники безопасности позволит избежать травмирования.

Сфера применения виброплиты

Виброплита предназначена для утрамбовывания с помощью колебательного воздействия таких сыпучих материалов:

Читать еще:  Газобетон что это такое

Отдельные частицы этих материалов в свеженасыпанной подушке под фундамент постройки расположены неплотно друг к другу. Чтобы их максимально сблизить между собой, выполняют трамбовку. Это улучшает несущие свойства насыпанных слоев, позволяя производить строительство на их поверхности различных объектов.

Сфера применения виброплит затрагивает многие направления строительства. Виброутрамбовывание широко используют при выполнении следующих работ:

  • строительстве дорог;
  • обустройстве газонов;
  • устройстве засыпных подушек под фундаменты различных типов для самых разных построек, а также под полы больших зданий;
  • укладке асфальтового покрытия;
  • строительстве автомобильных стоянок, спортивных площадок;
  • уплотнении дна котлованов и траншей под разнообразные инженерные коммуникации.

Укладка тротуарной плитки и брусчатки также сопровождается применением вибрационных плит. Это ускоряет производительность выполнения работ в разы.

Правила трамбовки с помощью виброплиты

Трамбовка грунта, песка, гравия или щебня имеет свои особенности, которые связаны со свойствами этих материалов. Если их не учитывать, то не получится качественно уплотнить насыпанный слой, что в дальнейшем скажется на долговечности возведенного сооружения.

Виброплиты по массе разделяются на несколько групп. Чем больше вес агрегата, тем большей толщины слой насыпанного сыпучего материала можно с его помощью трамбовать. Приступая к работе, следует учитывать такие нюансы.

  1. Легкое оборудование (весом до 75 кг) способно увеличить плотность слоя толщиной 15 см, поэтому широко применяется в ландшафтных работах и при укладывании тротуарной плитки.
  2. Универсальные модели техники (массой 75-90 кг) могут уже утрамбовать 25 см насыпанного материала. Их используют при укладке асфальта, а также при частичном ремонте дорог.
  3. Агрегаты средней тяжести (весом 90-140 кг) предназначены для работы со слоями толщиной до 60 см. С их помощью проводят уплотнение засыпки траншей и котлованов, а также возведение дорожных насыпей.
  4. Тяжелое виброоборудование (массой более 140 кг) используют для выполнения тех же рабочих операций, что и среднетяжелую технику.

В таблице далее представлена пригодность вибрационных плит различной массы для трамбовки разных материалов.

Из таблицы видно, что слабосвязанные грунты (пылевые) более эффективно утрамбовывать виброоборудованием весом от 300 до 950 кг.

Для уплотнения глинистых грунтов и суглинков виброплиты не подходят. В таких случаях используют вибротрамбовки либо виброкатки (при больших объемах работ).

При работе с вибрационной плитой следует придерживаться следующих общих советов:

  • необходимо учитывать характеристики утрамбовываемых поверхностей;
  • пропускать отдельные участки нельзя;
  • оптимальным считается количество проходов плитой от 4 до 6;
  • максимальная толщина слоя должна соответствовать возможностям используемой техники;
  • поверхность подготовленной площадки не должна иметь перепадов, превышающих 2 см;
  • каждый уровень многослойной подушки уплотняют отдельно;
  • нужно, чтобы используемые строительные материалы соответствовали по своим свойствам ГОСТ.

Что касается того, сколько должно быть оборотов на виброплите, то здесь следующая закономерность: чем выше частота, тем удобнее работать с мелкофракционными грунтами. Так, например, для уплотнения щебня либо гравия с размером отдельных камешков до 10 мм (и менее), а также песка хорошо подойдет оборудование с 6000 об/мин. Если камень размером 6 см, то можно воспользоваться устройством с 3000 об/мин.

Нюансы уплотнения различных материалов

Начиная уплотнение щебня или другого сыпучего материала, необходимо предварительно убрать имеющийся на поверхности рабочего участка мусор, например, куски досок, крупные булыжники, кирпичи.

Виброуплотнение песка выполняют следующим образом:

  • засыпают строительный участок песком слоем толщиной не более 0,6 метра, в зависимости от массы эксплуатируемого виброоборудования;
  • смачивают всю площадь утрамбовываемой площадки равномерно водой;
  • проходят виброплитой весь участок четыре раза;
  • если достигнута требуемая степень уплотнения, то насыпают при необходимости следующий слой;
  • повторяют весь процесс утрамбовывания насыпанной массы.

В результате коэффициент уплотнения песка при трамбовке виброплитой должен составить не меньше 0,95.

Для работы возле колонн либо стен может потребоваться дополнительное (более компактное) оборудование.

Если трамбовка песка выполняется без предварительного увлажнения, то будет образовываться много пыли. Это быстро приведет к засорению воздухоочистительного фильтра при эксплуатации бензиновых агрегатов. В то же время нельзя лить слишком много воды на песчаную засыпку, чтобы она не оставалась в имеющихся пустотах, препятствуя этим нормальному скреплению частиц материала (песчинок). Только умеренное количество жидкости создает цементирующий эффект.

Уплотнение щебня усложняется тем, что этот материал представлен разными по размерам фракциями. Приходится непосредственно перед работой определять максимальную толщину насыпаемого слоя для трамбования. Через 4 прохода виброплиты по обрабатываемой поверхности щебневая масса (или гравийная) должна уплотниться примерно на 95 %. Если она остается еще достаточно сыпучей, то последующее утрамбовывание практически не имеет смысла: необходимо насыпать материал меньшим слом.

Рекомендуется начинать трамбовку с минимальной толщины, постепенно увеличивая данный параметр до достижения нужного соотношения между производительностью и качеством выполнения работ. Это позволит определиться с оптимальной высотой насыпаемого слоя.

При использовании известкового вида щебня часто встречается эффект клинкования — сцепление камней верхнего слоя друг с другом при воздействии колебаний, исходящих от плиты. В результате нижележащая масса материала не утрамбовывается. Преодолеть данный эффект можно с помощью тяжелых (массой более 150 кг), мощных виброагрегатов. При весе эксплуатируемой плиты 100 кг подойдет только фракция щебня с размерами камней от 10 до 20 мм.

Тротуарная плитка

Когда укладывают тротуарную плитку, к рабочей плите виброоборудования прикрепляют специальные полиуретановые либо резиновые коврики, чтобы не повредить созданное покрытие. Пластины из полиуретана благодаря своим эксплуатационным свойствам предпочтительнее, потому что они не оставляют черных следов на поверхности плиток и более износоустойчивые.

Техника безопасности при работе

Трамбовка грунта виброплитой должна обязательно выполняться с соблюдением техники безопасности. Среди множества рекомендаций можно выделить следующие основные правила.

  1. Во время работы необходимо применять средства индивидуальной защиты: соответствующую одежду и обувь, очки, наушники, головной убор.
  2. Перед началом эксплуатации нужно проверить используемую технику на наличие внешних повреждений: если они имеются, то следует их предварительно устранить.
  3. Запрещено оставлять работающее оборудование без контроля, при этом оператор должен располагаться позади него и своевременно перемещаться за агрегатом.
  4. Через каждые 40 минут нужно организовывать перерыв примерно на 10 минут, чтобы предупреждать усталость оператора.
  5. Нельзя дополнительно ускорять механизм с помощью приложения дополнительных усилий.
  6. Если работать нужно на наклонной поверхности (когда угол не превышает норму), то обслуживающий персонал должен стоять выше агрегата, двигаясь при этом от верха к низу.
  7. Запрещено эксплуатировать техническое устройство вблизи источников взрывоопасных либо легко воспламеняемых материалов.
  8. При опрокидывании виброплиты, ее следует предварительно выключить, а только затем поставить в рабочее положение.
  9. Разворачивать агрегат стоит одной рукой.
  10. Чтобы не допустить травмирования, следует держать ноги с руками в удалении от работающей подошвы плиты.
  11. При столкновении с какой-либо преградой нужно остановить агрегат, а затем устранить препятствие и возможные поломки, вызванные им.
  12. От краев траншей, котлованов, оврагов и других выемок требуется находиться не ближе, чем на минимально допустимом расстоянии, а лучше – подальше.
  13. Строго запрещено допускать к работе людей, находящихся под воздействием наркотиков, алкоголя, психотропных препаратов.

Следует учитывать, что чем выше расположен центр тяжести виброоборудования (и меньше площадь опоры), тем легче оно может перевернуться. Это очень опасно для оператора. Также очень осторожно нужно обращаться во время включения с техникой, не оснащенной функцией плавного пуска.

Для повышения степени безопасности выполнения работ, особенно в замкнутом пространстве, рекомендуется отдавать предпочтение моделям с возможностью дистанционного (удаленного) управления, несмотря на их высокую стоимость.

Применение виброплиты требуется при проведении всех строительных мероприятий, которые связаны с уплотнением сыпучих грунтов. Необходимо обязательно учитывать особенности трамбуемых материалов, чтобы достичь качественного результата. Нужно, чтобы максимальная глубина насыпанного слоя соответствовала той толщине, которую способен утрамбовать эксплуатируемый агрегат. Техника безопасности в любом случае должна быть на первом месте. Несоблюдение простых правил вместе с невнимательностью может привести к серьезным увечьям.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector